Регулирование в сфере производства
Сейчас экономика России не является единым народнохозяйственным комплексом, т.е. в ней отчетливо проявляются черты фрагментарности, что является основным препятствием для экономического роста. В рыночных условиях истинная мера экономического роста — это не столько темп роста ВВП сколько степень консолидации экономики. Устойчивый экономический рост представляет собой привилегию целостных и сбалансированных систем. Стратифицированная по всем направлениям экономика является неустойчивой, поскольку неблагоприятные изменения внешних условий в том или ином секторе не могут быть компенсированы за счет ресурсов других секторов. Внутренний спрос и предложение, образующие основу экономики, не ориентированы друг на друга, нескоординированы и развиваются по разным траекториям. Фрагментарность экономики локализует конкуренцию и провоцирует инфляцию, так как производители начинают ориентироваться на максимальную цену спроса. В такой экономике эффективность использования всех видов ресурсов низкая, поскольку фрагментарность препятствует их движению в точку наивысшего спроса. Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта. По словам реформатора послевоенной немецкой экономики Л. Эрхарда, «...в сегодняшних социальных условиях ответственность за экономику — а значит, и за экономическую судьбу всех действующих в ней людей — несет одно лишь государство. Предприниматель несет ответственность за свое предприятие, и это немало» . Государственное регулирование в этой области, как уже говорилось, сводится к активной промышленной политике, которую зачастую понимают как набор инструментов и механизмов ее реализации, т.е. как систему государственных закупок, прямого государственного кредитования, налоговых режимов и т.п. Чтобы убедиться в ошибочности такого взгляда, достаточно обратиться к отечественному опыту Академии наук СССР и Государственного комитета СССР по науке и технике по разработке комплексных программ научно-технического прогресса СССР, последняя из которых была рассчитана на 1986—2005 гг. Первоочередная задача промышленной политики — до предела насытить капиталом сырьевые, инфраструктурные и тяжелые отрасли. Прошедший после 1992 г. период свидетельствует, что именно в этом русле действует крупный бизнес, формируя промышленную политику по своему усмотрению и для своей выгоды. Приведем несколько примеров, относящихся к 2002 г. В феврале ряд крупных сталелитейных компаний предложили правительству разработать программу закрытия нерентабельных металлургических производств. Среди прочего предлагалось для решения сопутствующих социальных вопросов — трудоустройство высвобождающейся рабочей силы в проблемных регионах — прибегнуть к займам мировых финансовых институтов под государственные гарантии. Как только поддержка правительства была обозначена, ранее демпинговавшие мелкие и средние производители договорились о повышении цен. Эффект последовал почти сразу: внутренние цены на стальной прокат значительно выросли. В августе — сентябре не без участия крупного капитала возобновилась практика государственных интервенций на рынке зерна. Это способствовало стабилизации цен и сохранению зернового бизнеса во всех регионах страны, особенно в тех, которые сильно удалены от портов и где нет реальной возможности экспорта. В октябре были введены повышенные импортные пошлины на подержанные иномарки автомобилей. Сторонники новых пошлин заявляли, что делается это для сохранения автомобильной отрасли России. Противники же ожидали лишь удорожания отечественных автомобилей для потребителей при том же низком их качестве.
Похожие работы:
- Регулирование в сфере производства Сейчас экономика России не является единым народнохозяйственным комплексом, т.е. в ней отчетливо проявляются черты фрагментарности, что является основным препятствием для экономического роста. В рыноч...
- Полномочия квалификационных коллегий судей и правовое регулирование производства в них Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ устанавливаются Законом об органах судейского сообщества. Высшая квалификационная коллегия судей РФ...
- Отличие особого производства от искового производства Особое производство несовместимо со спором о праве. Возникновение спора, подведомственного суду, влечет оставление поданного заявления без рассмотрения, а заинтересованным лицам разъясняется право на ...
- В сфере предпринимательства В сфере коммерческой деятельности разные компании восприняли маркетинг в разное время. «Дженерал электрик», «Дженерал моторс», «Сирс», «Проктер энд Гэмбл» и «Кока-кола» осознали его потенциальные возм...
- В сфере некоммерческой деятельности Ныне маркетинг привлекает к себе интерес и со стороны некоммерческих организаций типа колледжей, больниц, полицейских управлений, музеев и симфонических оркестров. Обратите внимание на следующие событ...